October 2024

S M T W T F S
  12345
6789101112
13 141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Wednesday, January 23rd, 2013 09:53 pm

Интервью с Д.Исаевым, заведующим кафедрой клинической психологии СПбГПУ: "Любое тоталитарное общество пытается контролировать сексуальность".


Незадолго до рассмотрения законопроекта о запрете "пропаганды гомосексуальности" в Госдуме группа юристов, социологов, психологов и сексологов из СПбГУ, МГУ и Европейского университета в Санкт-Петербурге выпустила экспертное заключение, в котором выявила целый ряд недостатков проекта федерального закона. В документе эксперты подчеркивают, что медицинское понимание гомосексуальности в России и в мире не квалифицируется как какое-либо отклонение от нормы, заболевание или извращение. В мире не существует независимых свидетельств, подтверждающих предположение, что воспитание или детский опыт играют роль в формировании сексуальной ориентации. Исследователи полагают, что закон о запрете пропаганды направлен против интересов несовершеннолетних: почти половина гомосексуальных подростков задумывались о самоубийстве из-за неприятия со стороны общества. Запрет на публичное обсуждение темы гомосексуальности усугубит эту проблему. Россия, по данным авторов экспертного заключения, лидирует в мире по числу подростковых самоубийств.

Анализируя исторический опыт, социологи и психологи сделали вывод, что в странах Европы, где гомосексуальность была признана легальной, и где был введен запрет на дискриминацию на основании сексуальной ориентации, доля людей с гомосексуальной ориентацией не увеличилась.

Авторы экспертного заключения обращают внимание на неопределенность понятия «пропаганда». «На практике этот недостаток способен породить многочисленные злоупотребления со стороны правоохранительных органов», – говорится в документе. Законопроект также нарушает конституционные права на свободу мысли и слова, на объединение и мирные собрания. Наличие такого закона поставит под сомнение возможность любых организационных действий в защиту прав гомосексуальных людей. Эксперты напоминают, что ситуацией с нарушением прав ЛГБТ-сообщества в России давно озабочены комиссары по правам человека ООН и Совета Европы.

«Московские новости» поговорили с одним из авторов доклада, заведующим кафедрой клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Дмитрием Исаевым.

— Гомосексуальность, по мнению представителей медицины и психологии, природное или приобретенное, биологическое или социальное явление?

— И в России, и в мире существует представление, которое гласит, что есть сексуальная ориентация – то есть то, кто вас привлекает. Ориентация в значительной степени носит природный характер, это естественное явление. И есть понятие идентичности – то, кем себя человек считает – это социально-приобретенное явление. Когда мы говорим, например, о гетеросексуальном человеке, его влечение носит природный характер, а вот считает он себя гетеросексуалом или нет – это социальный аспект, его позиция, его идентичность. Например, человек, который имеет гомосексуальную ориентацию, может считать себя гомосексуалом, а может – гетеросексуалом. И когда говорят, что существует терапия, которая позволяет менять сексуальную ориентацию – это не так. Она не сексуальную ориентацию может изменить, а идентичность, когда человек отрицает очевидные вещи.

— Если гомосексуальность предзадана биологически, как может повлиять пропаганда?

— Никак. Это полный абсурд. Закон носит исключительно дискриминационный характер. Несовершеннолетним запрещена любая сексуальная агитация, она относится к категории уголовного преступления, которое называется «развращение». Поэтому агитировать нельзя человека вне зависимости от того, собираемся мы агитировать по поводу гомосексуальности или гетеросексуальности. Это запрещенная вещь. Но мы же говорим об информировании, рассказываем человеку, что гомосексуальность является нормой. А закон запрещает утверждение равенства гомосексуальности и гетеросексуальности. Вот это и есть дискриминация. В законе сказано, что гомосексуальность не является уголовным преступлением, медицина говорит, что гомосексуальность не является болезнью, значит это вариант нормы. Но, по логике законопроекта, мы не имеем право говорить это человеку в школе. Получается, что штрафовать нужно за то, что мы говорим правду.

— Идентичность – это социальный конструкт, на него как-то можно повлиять?

— Можно. Как известно, один из персонажей Мольера заявил о том, что он никогда не знал, что говорил прозой. Представление о том, кем вы являетесь, появляется в вашей голове только тогда, когда вы знаете о том, что это такое. Представление людей о том, что они гетеросексуалы, появилось значительно позже, чем представление людей о том, что они являются гомосексуалами. Потому что такой категории не существовало до начала 20 века.

— В каком возрасте человек наиболее восприимчив к воздействию извне?

— Здесь вообще нельзя говорить, что ему можно внушить, кто он. Существует прямо противоположная проблема: в подростковом возрасте (а мы, по сути, говорим о подростковом возрасте, потому что для ребенка это вообще непонятные вещи) и мальчики, и девочки характеризуются гендерным зигзагом. Это значит, что они стремятся быть гипернормативными по отношению к нормам, соответствующим своему полу. То есть мальчики хотят быть суперменами, а девочки – супердевушками. И с этой точки зрения наиболее агрессивными к любым отклонениям являются именно подростки. Они делают изгоем и объектом агрессии того, кто хоть в чем-то отличается, стараются его запинать, забить. Именно в этом заключается смысл информирования. Если у подростка в голове нет элементарных знаний о том, что гомосексуальность – это нестрашно, что рядом с ним не сумасшедший, он считает совершенно нормальным проявлять эту агрессию.

Информирование поможет подросткам, которые в чем-то отличаются. Ведь для них есть огромнейший риск суицидов: если подросток считает, что он отклоняется от обычной нормы, значит, он никчемный, жить ему нельзя, и он сам себя лишает жизни. Но если подросток считает, что это не такая страшная проблема, он не будет осуществлять аутоагрессию. Эта информация нужна ребенку вовсе не для того, чтобы принять некую идентичность, а как раз наоборот. В психиатрии есть понятие «гомосексуальная паника». Это явление, когда у человека появляются какие-то желания, какие-то мысли, и он их принимает за данность. Такое явление существует только в том обществе, где гомосексуальность воспринимается как нечто ужасное. Человек впадает в состояние шока от того, что ему показалось (а в подростковом возрасте может казаться все что угодно), что он гомосексуален. И подросток полезет в петлю, потому что ему показалось и потому, что это ужасно, а вовсе не потому, что он гомосексуален на самом деле. Смысл информирования заключается в том, что мы защищаем ребенка от принятия каких-то шагов и каких-то категоризаций, которые на самом деле не имеют к нему никакого отношения.

— Есть ли в науке представление о том, что гомофобия — это латентная гомосексуальность?

— Гомофобия - это попытка избавиться от любых проявлений, которые похожи на гомосексуальность. Да, в некоторых случаях есть место латентной гомосексуальности. Но мы не можем и бессмысленно говорить о том, что любой человек, проявляющий гомофобию, является латентным гомосексуалом. Вообще само понятие латентной гомосексуальности – понятие, которое было введено психоанализом – очень лукавое. Что значит латентное? Это значит, я этого не осознаю. С этой точки зрения любого гетеросексуала можно назвать латентным гомосексуалом, потому что любой гетеросексуал не считает себя гомосексуалом.

Если я ощущаю, что человек, стоящий рядом со мной вызывает какие-то бурные чувства, то возникает вопрос, почему он у меня такие чувства рождает? Может быть, потому что так или иначе он указывает на некоторую собственную слабину. Через агрессию по отношению к нему, я пытаюсь избавиться от своей внутренней слабины. Да, такой феномен в психологии существует. В психологии это называется отрицательной проекцией.

— По вашему мнению, зачем региональным парламентам и Госдуме понадобилось принимать этот закон?

— У меня здесь нет никаких сомнений. Нетерпимость по отношению к любому инакомыслию, стремление найти внутреннего врага – признаки тоталитарного сознания. Также хорошо известно, что любое тоталитарное общество прежде всего начинает бороться за национализацию частной жизни человека, за контроль над его сексуальностью.

источник2


© [livejournal.com profile] salatauТак я о чем? А я о том, что меня с недавних пор очень заинтересовал вопрос:

Признаками чего является полная нетерпимость меньши́нств к терпеливой нетерпимости большинства́?
Ка́к это называется?

Жду ответа как соловей лета!


Кстати, нелишне будет напомнить и о некоторых моих посулах.
Ждём-сЪ...

А ещё я всякие мелкие конкурсы провожу. Объявляю дополнительно. Уже два провёл, с наградами.

А с предложениями рекламы обращаться в личку
Не пожалеете.
Креатив, яркий слог, юмор, единовременное рамещение не только в ЖЖ, но и в Твиттере, Фейсбуке, ВКонтаке...
Уй красота!...
.



Яндекс.Метрика

Wednesday, January 23rd, 2013 07:17 pm (UTC)
Признаком того что по хлебалу давно не получали.