Перепечатка.
Источники указаны под катом.
ЕСЛИ БЫ мы и современная молодежь знали и понимали русскую философию, скольких же ошибок мы смогли избежать в своей личной жизни, и от скольких бы напастей мы уберегли бы нашу родину - Россию!
"Человек это звучит гордо" вставлены Горьким в уста Сатина (в пьесе "На дне") в пику христианскому пониманию человека. Христианство же изображено в искаженном виде в образе Луки.
Гордыня, т. е. преувеличенное представление о возможностях человека, в христианстве - один из тяжких грехов. Именно на гордыне и вырастают все проекты радикального переустройства мира, например, в 1917 - коммунистический, в 1991 - капиталистический (в России).
Реальное же совершенствование общества невозможно посредством однократного рывка или скачка, - оно предполагает медленную и кропотливую работу - в христианской терминологии - "подвижничество" (см. статью русского философа С. Булгакова "Героизм и подвижничество" в сборнике "Вехи").
Так же, утопическими являются мечты о рае на земле - будь то рай коммунистический, либеральный, или еще какой-то. Поэтому задача человека гораздо более скромна - не дать, чтобы дух зла в душе человека занял доминирующее положение, а в социальном плане, эта же мысль четко выражена словами русского философа В. Соловьева: "Не следует стремиться построить рай на земле; главное - не допустить ада."
Человек, конечно, существо творческое, он стремится создать новое. Тем самым, он стремится утвердить себя как уникальную и неповторимую личность.
Но если речь идет о самоутверждении, через творчество (не креативность - см. статью в моих заметках об отличии творчества от креативности), о самоутверждении как делании добра по силам, - это правильный путь.
Если же имеется в виду, успех, карьера и т. п. любой ценой, в том числе, и ценой попрания ценностей христианского происхождения, - это совсем другое. Это означает, добровольную сдачу своей души духу зла. К чему это приводит, показано еще Гёте в "Фаусте".
Еще боле ярко - в творчестве Достоевского. Ведь Раскольников ставит перед собой тот вопрос, который неизбежно встает перед каждым человеком: "Кто я? -Тварь дрожащая, или право имею?". Т. е. пойти ли по пути, обещающему скорую славу, богатство и др, но при этом "преступить" - "переступить" - через нравственный закон, т. е. нарушить заповеди христианской нравственности. Или пойти по пути, не обещающему ни быстрого успеха, ни славы, ни богатства, но сохранить себя как образ и подобие Божие, уберечь свою душу от того, чтобы в ней прочно не обосновался дух зла. Второй путь, - не обещает ни быстрого богатства, ни славы - самое большее на что тут можно надеяться - на добрую память о тебе и твоих делах. Но, что еще более важно, - он дает человеку веру, надежду, любовь, без которых даже самая богатая и материально комфортная жизнь останется для человека жизнью неполной, жизнью ущербной.
В русской философии постоянно подчеркивается, что в земной жизни зло не может быть устранено полностью, без остатка. Зло не исчезает, оно лишь принимает разные формы, скрывается под разными личинами. Поэтому мы не должны никогда забывать, что обречены жить в заведомо несовершенном мире. И в этом мире мы можем и должны сохранить свою душу. И сделать то, чтобы увеличить территорию добра, тем самым, уменьшив территорию зла.
Надо быть готовым встретить это мир, надо быть готовым с юности к испытаниям, а не уповать, что "когда все станут нравственными, тогда и я". Человек - свободное существо. А свободен он потому, что он сам решает, он совершает выбор между добром и злом. Именно поэтому, по словам Н. Бердяева "зло есть испытание свободы человека".
Мой комментарий
Это не философия, это доктринёрство.
Резонёрство.
Начётничество.
Комиссарство.
Говорить красиво и важно - это ещё не философия.
Вести людей - тем более не она.
Философия - это искать новые горизонты, находить пути и предоставлять выбор.
Где-то так.
UPD:
Русской философии нет, есть философия в России. Натасканная с "лучших" образцов нелучших парадигм западной мысли. Или восточной.
Русская философия не должна опираться на переводы западных, и вообще иноземных, текстов как на высшие откровения окончательных истин.
Она должна быть самодостаточной.

