October 2024

S M T W T F S
  12345
6789101112
13 141516171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Tuesday, August 21st, 2012 09:30 pm
Оригинал взят у [livejournal.com profile] krylov в Перечитывая «Нервных людей» Кустарёва - 2.

Вот здесь я упоминал про три социальные группы, которые в СССР можно было «высмеивать» публично, то есть в газетах и по телевизору.

Первые две – это «торгаши» и «бюрократы». Про «торгашей» я уже писал. «Бюрократами» называли (и называют) мелкое и мельчайшее чиновничество, низкооплачиваемое и всегда заваленное работой – так как советская власть (как и любая колониальная власть вообще) принципиально перегружала управленческий аппарат специально выдуманной ненужной работой, при этом систематически недоукомплектовывая штаты и к тому же регулярно устраивая публичные истерики по поводу «забюрокрачивания». «Бюрократ» был – и остаётся – козлищем, виноватым во всём вообще (но ни в чём конкретно).

Нетрудно догадаться, что третьей группой были люмпены, «нижайший социальный слой» - стандартный предмет издевательств в любой стране и культуре. При этом прямое глумление именно над нищетой и униженностью всегда считалось плохим тоном: над бедняками принято было насмехаться с высоконравственных позиций, подчёркивая не их бедность и социальную слабость, а их порочность, дурные привычки, грязь, мерзость быта и общее «скотство».

В советском варианте желание поиздеваться над люмпенами оформлялось в основном через фигуру «алкоголика», «опойки», «пьяни».

Это глумление имело и второй слой: «пьянь» всегда была узнаваемо русской и только русской, фигура «алкоголика» рисовалась не с реальных тяжёлых алкоголиков, а с обычного русского мужика, замученного советчиной (в том числе советской семьёй и советской бабой, наученной и настропалённой «пилить мужика») и пытающегося избежать ранней смерти от постоянного дистресса, «употребляя с друзьями». При этом советская власть изобретательно пресекала все попытки «культурного отдыха» - например, через отсутствие доступных питейных заведений, запрет на алкоголь в столовых и т.п. Людей буквально заставляли пить «в скверике», а потом глумились над ними за это, подключая русский же культурный код (отношение к «пьяни подзаборной» в старой России было крайне презрительное).

Это соответствует общей позиции советской/постсоветской власти в русском вопросе – заставлять русских жить именно так и делать именно то, что в традиционной русской культуре осуждается или высмеивается. Что приводит к фрустрации и желанию денационализироваться, отречься от своей культуры и даже памяти о ней.

Но «совсем забыться» русским, разумеется, тоже не давали, поддерживая именно те слои национальной памяти, которые были наиболее неприятны осоветившимся русским, кололи им глазки. К изуродованному, изрезанному русскому лицу регулярно подносили зеркало и заставляли русских в него смотреться. Для чего был создан определённый набор инструментов, например в литературе – «деревенская проза». «Деревенщики» были допущены в печать именно за тем, чтобы наглядно продемонстрировать победу советских над русским народом, запечатлеть её, лишний раз подпитать ощущение уныния и безнадёжности, ну и насладиться стонами побеждённого и убиваемого народа. То же «Прощание с Матёрой» - это «Слово о погибели земли русской», в буквальном смысле слова [1].

И, кстати, закругляя тему – примерно те же литературно-художественные средства использовалась для подкрепления большевистского мифа о «вековом пьянстве русского народа».

[1] Большевистское загаживание русской земли, и особенно затопление русских земель «под электричество» - крайне интересная тема.

Так, большевистскую гордость «Днепрогэсом» связана не с тем, что красные специалисты сумели совершить технический прорыв, к которому царская власть оказалась неспособна: первые проекты электростанции на днепровских каскадов был предложен ещё в конце XIX века. Вопрос упирался в создание огромной акватории и затоплении драгоценных плодородных земель, у которых были законные хозяева. Большевики поступили с хозяевами обычным способом, а землю затопили. То есть это был не триумф советской техники, а триумф советской политики.
) это набросок, надо бы тщательнее, но некогда (


ДОВЕСОК. В конце примечания была приведена "цитата из Черчилля", в которой упоминалось затопление русских земель:

Они уморили своих крестьян голодом. Они затопили плодороднейшие земли, чтобы сделать электростанции. Они загрязнили урожайные районы отходами от ядерной промышленности. У них небольшая плотность населения, но и при этом они ухитрились загадить свою страну настолько, что теперь вынуждены покупать зерно. Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха. Сталин захватил аграрную страну и превратил ее в сырьевой придаток и ядерную помойку.
Мне доказывают, что эта цитата сомнительна. Что ж, я готов в это поверить - "псевдоцитаты из Черчилля" вообще распространены. Но я предупреждал, что публикую набросок и тщательности (в том числе в области фактчекинга) тут ждать не следовало. Тем более, что данная цитата к основному содержанию постинга ничего не добавляет. Так или иначе, я её готов дезавуировать - мне она не особенно нужна, а с авторством разбираться не хочу. 

)(
  Яндекс.Метрика

Reply

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting